10
Акция!

Компания Vizant Studio приветствует Вас!
Мы рады, что Вы сделали правильный выбор!

При заказе дизайн-проекта скидка на все работы 10%!

Новости на сайте
сегодня: %d %M %h~:~%m

Дизайн интерьера

Основные понятия в дизайне интерьера:

image001_1.jpgДизайнеры (впрочем, как и архитекторы, программисты, врачи и мн. другие профи) любят демонстрировать свои знания и профессионализм, разговаривая с далекими от "высокого" заказчиками на языке, напичканном специализированной терминологией, зачастую не считая нужным объяснять ее значение.

Для того, чтобы вы могли поддержать беседу с дизайнером, а возможно, и выявить непрофессионала, я и публикую здесь этот краткий справочник дизайнерских понятий.

Среда - это организованное дизайнером или архитектором предметно-пространственное окружение человека. Например, анфиладное пространство с парадным чередованием залов и золоченой мебелью создает "дворцово-показательную" среду. А пространство офиса с экономной и рациональной расстановкой мебели и соответствующим освещением характеризует среду деловую, располагающую к работе. В процессе формирования интерьера дизайнер должен четко и обоснованно представлять себе образ будущей среды - интимная ли это обстановка спальни, уютно-деловитая - кабинета или располагающая к отдыху атмосфера гостиной.

Пространство можно назвать "оформленной пустотой". Попытаемся представить ее себе через наши ощущения: в маленьком замкнутом параллелепипеде лифта - и в чистом поле, во дворце эпохи барокко - и в петербургском дворе-колодце. Пространство всегда окрашено эмоцией, оно послушно воле дизайнера и в то же время, в известной мере, формирует личность и настроение человека. Дизайнер, как правило, имеет дело с внутренним пространством, в отличие от архитектора, создающего внешнюю городскую среду. Пространство для дизайнера значит приблизительно то же, что инструмент для музыканта. Тысячи мелодий рождаются из семи нот. Поскольку наше пространство трехмерное - длина, высота и ширина, - значит, у дизайнера всего три ноты.

Композиция "держит" ваше пространство, организует его и подчиняет так называемым законам композиции. К ним можно отнести деление на зоны, вычленение главного и второстепенного. Чаще всего встречается центрическая композиция жилища. В доисторической пещере центром, вокруг которого сосредотачивалась жизнь рода, был очаг, в Элладе и Древнем Риме - внутренний дворик-атриум, в средневековье - камин, и, наконец, в современной "sitting-room" смысловым и композиционным центром стал друг семьи - телевизор. Если вы строите дом или перепланируете квартиру, постарайтесь внимательно продумать и заранее выделить смысловой центр композиции жилого пространства. Чаще всего таким центром является гостиная или столовая. Композиционный центр столовой или гостиной - обеденный стол, камин, телевизор, журнальный или карточный столик - вы назначаете лично, или он определяется сам собой, в соответствии с традициями и образом жизни семьи.

Пропорции знакомы нам еще из учебников математики как соотношение частей между собой и отношение каждой части к целому. Пропорции наиболее полно выражали представление людей о гармонии. Найденное в Древней Греции идеальное соотношение пропорций получило название "золотого сечения" и считается наиболее совершенным.
В дизайне интерьера к отвлеченным математическим понятиям добавлено еще одно, конкретное - человек.

Выражение "человек - мера всех вещей" буквально означает следующее: с высотой роста среднего человека, с длиной его рук и ног соизмеряется высота помещения, ширина оконных и дверных проемов, размеры ступеней лестниц. Недаром до появления метрической системы все мерили "частями тела" - локтями, саженями.

Пропорции нужны для достижения максимального комфорта. "Правильные" и "неправильные" пропорции - понятия в применении к интерьеру достаточно условные. То, что красиво для стиля high-tech, чудовищно уродливо для готики, и наоборот. Создавая нужную вам среду или образ жилища, можно использовать абсолютно неправильные пропорции. К примеру, имеется намерение воспроизвести готическое пространство. Для этого значительно увеличьте высоту стены по отношению к площади комнаты (раз этак в пять), добавьте вытянутый дверной проем, крепко нарушив соотношение его ширины и высоты, "вытяните" окно - вот вам и "готика". Если еще поработать со светом, декором и мебелью, то получится эффектная стилизация под готический стиль. Иными словами, пропорция может стать одним из стилеобразующих элементов.

Стиль складывается, как правило, из ряда устойчивых приемов и форм, присущих только ему. Повторение в реальном интерьере какого-либо исторического стиля во всей его чистоте невозможно и нецелесообразно, каждый существует в своем времени. Творческое воспроизведение исторического стиля в современном варианте называется стилизацией. Сегодня стилизация - тонкая и сложная игра со стилем, придающая облику интерьера особый шарм. В этом случае не повторяют заученные формальные приемы, а неназойливо, взяв лучшие и характерные черты стиля, включают их в современное жилище. Совсем не обязательно воспроизводить на седьмом этаже блочного дома залы Зимнего дворца, это затея неперспективная. Если вы захотели создать атмосферу барокко на сорока квадратных метрах, лучше обратиться к стилизации.
 
Ритм - это равномерное чередование действий или элементов, бессознательное или организованное, совершаемое человеком, машиной, в природе и т. д. В архитектуре и дизайне ритм используют как выразительный прием, чтобы придать внешнему виду здания или интерьеру эмоциональность, обозначить четкий порядок или, наоборот, "сломать" одноообразие и монотонность пространства. Ритм может подчеркнуть предельную официозность и чопорность - вспомним упорядоченный строй колонн периода классицизма. Сбивающийся, прерывистый, как джазовая импровизация, ритм характерен для пространства постмодернизма.
Ритм бывает пластический (линейный), световой, цветовой, ритм объемов и пространств.

Пластический, или, иначе, линейный ритм, как правило, задается формой основного, специально подчеркнутого предмета или конструкции. Таким выделенным элементом может стать необычной формы окно, рельеф стены или потолка. Если у вас треугольный или округлый оконный проем, считайте, что пластический ритм треугольника или овала вам задан, и смело подчиняйте ему остальной интерьер, фантазируя на тему геометрии. Эффектная или редкая мебель тоже хороша как источник пластического ритма. Если вы отважны в области моды и сделали центром композиции комнаты авторское кресло, повторяйте ритм рисунка спинки, ножек, подлокотников в вещах менее заметных. Линия или форма, неоднократно повторенная в пространстве, и образует пластический (линейный) ритм.

Если в качестве ведущего цветового ритма выбран, скажем, желтый, то он становится цветовым акцентом интерьера. Желтый цвет, начавшись в прихожей, ритмически движется и повторяется в цвете ковра гостиной, абажуре, диванной подушке и т. д. Это могут быть вещи из разного материала, с различной фактурой поверхности, но их цвет, если мы добиваемся именно ритмических отношений, должен точно воспроизводить один и тот же оттенок. Приблизительность погубит стиль.
Ритмическая организация пространства - высший пилотаж дизайна. Однако можно стать мастером и в этом деле.

Цвет - один из важнейших элементов интерьера (бесцветный интерьер просто невозможен). В качестве рабочего приема при оформлении пространства используют цветовой контраст, нюанс и акцент. Первый шаг в выборе будущей палитры сделайте, руководствуясь стилем жилища. Например, интерьер в стиле high-tech может быть построен на цветовом контрасте ("родителеями" high-tech были минимализм и поп-арт; последний как раз позволяет использовать яркие, открытые цвета). Синий, желтый, фиолетовый, красный располагаются по правилам авангардной живописи, тогда композиция комнаты будет напоминать полотно поп-арта.

В классическом интерьере пространство раскрывается, перетекая из одного объема в другой. Если вы предпочитаете классику, избегайте контрастов - резкой смены объемов, ритмов, света и цвета. Здесь ваш рабочий прием не контраст, а нюанс. Осторожно и сдержанно "нанизывайте" цветовые объемы один на другой. Сделайте так, чтобы пространство раскрывалось постепенно, плавно разворачиваясь к зрителю и переходя в другое без резких поворотов, перепадов уровней пола и высоты потолков, без случайных, непродуманных смен ракурса.

Все составляющие интерьера не могут быть одного цвета и тона. Из взаимодействия цветов рождается колорит.

Его можно подобрать для всего жилища в целом и для каждой комнаты в отдельности. Колорит, как известно, бывает теплый и холодный. К теплым мы отнесем все цвета и оттенки огня - от золотисто-желтого до коричневого, к холодным - цвета воды и неба: голубые, зеленые, серые и т.д.

Итак, вы сделали первые шаги в профессии дизайнера и, надеемся, приблизились к пониманию ее законов. Неважно, займетесь ли вы интерьером лично, доверитесь ли профессионалу или просто начнете создавать свои интерьерные фантазии на бумаге подобно некоторым художникам прошлого. Главное - вам уже будут открыты секреты дизайна.

Галерея работ
Спальня
Гостиная
кабинет
приемная
ванная комната
Интерьер гостиной
Столешница из белого кварца